Связанные понятия
Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Федерати́вная мона́рхия — форма государства, сочетающая в себе монархическую форму правления и федеративный тип политико-территориального устройства.
Суверенное государство — государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств, имеет полномочия и способность вступать в международные отношения с другими суверенными государствами.
Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное...
Государственный строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране. Понятие «государственный строй» является более широким, чем «конституционный строй», который представляет собой систему отношений...
Упоминания в литературе
Именно большая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер конфедеративной
формы государственного устройства . Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) – США или распадаются на суверенные государства – Австро-Венгрия.
Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федеративная
форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:
Конфедерация (от лат. confoederatio – союз, объединение). С формальной точки зрения конфедерация не является государством. Эта форма межгосударственного объединения – переходный этап к образованию полноценного государства с конфедеративной
формой государственного устройства . Как правило, это – объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации деятельности этих государств. К ним можно отнести: внешнюю политику, связь, транспорт, вооружённые силы и др. Конфедерация – это временное государственное образование, и с течением времени этот союз либо распадается, либо становится федеративным государством.
Россия – федеративное государство. Государственное устройство как институт государственного права: понятие, конституционное закрепление. Устройство территории и структура государственной власти. Административно-территориальное деление как институт государственного права, его значение для государственного и социального управления. Классические формы государства (унитарное, федерация, конфедерация). Понятие, виды и организация территории унитарного государства. Автономия в унитарном государстве, ее виды (территориальная, национальная и культурная). Власть центра и местное управление (самоуправление). Статус административных (зависимых) территорий. Тенденции современного унитаризма. Идеи федерализма и практика государственного строительства. Классические формы федерации (территориальные и национально-территориальные). Принципы построения классической федерации. Субъекты федерации: их статус, представительство в органах федеральной власти и участие в ее осуществлении. Особенности функционирования субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга). Соотношение законодательства федерации и ее субъектов. Тенденции развития современного федерализма. История российской государственности и Российской Федерации. Особенности и проблемы Российской Федерации в современных условиях. Многонациональный характер национально-государственного устройства Российской Федерации. Отличительные признаки федеративной
формы государственного устройства России. Состав и политико-правовая характеристика субъектов Российской Федерации. Конфедерация. Исторический опыт и проблемы их воссоздания и функционирования.
Форма государственного устройства – составная часть (элемент) формы государства, отражающая особенности административно-территориального, национального деления государства, способы взаимодействия между высшими и местными органами власти. По форме государственного устройства возможно: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.
Связанные понятия (продолжение)
Унита́рное госуда́рство (от лат. unitas — «единство») — форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и т. п.) подчиняются единым центральным органам власти. На территории унитарного государства, как правило, действует единая конституция и существуют единые законодательные, судебные, денежные и...
Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы...
Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.
Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) — доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.
Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.
Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства . Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства .
Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную...
Суверенитет (через нем. Souveränität от фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Подробнее: Федеративное государство
Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Субъекты международного публичного права — участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Полиа́рхия (др.-греч. πολυαρχία, от поли- + др.-греч. αρχία (власть) — «многовластие, власть многих») — политическая система, основанная на открытой политической конкуренции различных групп в борьбе за поддержку избирателей.
Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Федерали́зм (фр. fédéralisme, восходит к лат. feodus «договор, союз») — основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств (стран) в одну федерацию, либо обратить унитарное государство в федеративное.
Полити́я (греч. πολιτεία «государство» > англ. polity) — понятие, используемое для обозначения политической единицы любого уровня (политической организации того или иного общества), то есть оно используется в качестве родового для таких понятий как «община», «вождество», «племя», «государство» и других. Полития может означать либо данное общество, всю совокупность граждан конкретной страны, либо совокупность институциональных форм и процессов, посредством которых осуществляется управление данной...
Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять...
Африка́нское пра́во или африка́нская правова́я семья́ — термин, часто используемый в сравнительном правоведении, обозначающий совокупность действующих национальных правовых систем на Африканском континенте.
Респу́блика (лат. res publica — «общественное дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти.
Конституцио́нный обы́чай — исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления...
Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании. Также это свойство систем формировать и реализовать информационную программу своего функционирования и развития.
Дуалистическая монархия (от лат. dualis «двойственный») или исполнительная монархия (англ. executive monarchy) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией или конституционными актами, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.
Позитивное право , положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли суверена может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной...
Субсидиа́рность (от лат. subsidiarius — вспомогательный) — принцип социальной организации, возникший в Римско-католической церкви и получивший своё развитие после Первого Ватиканского собора. Многие ассоциируют его с идеей децентрализации. Согласно данному принципу социальные проблемы должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их разрешение возможно и эффективно: центральная власть должна играть "субсидиарную" (вспомогательную), а не "субординативную" (подчинительную...
Прави́тельство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления.
Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни...
Кана́дский федерали́зм — одна из трёх основ канадского конституционного правопорядка наряду с ответственным правительством и Канадской хартией прав и свобод. В Канаде существует две различные ступени политической власти: центральный (федеральный) канадский парламент и десять провинциальных законодательных собраний. Каждая ступень законодательных органов независима в рамках своих определённых полномочий, а некоторые полномочия относятся к обеим ступеням (напр. сельское хозяйство и иммиграция). В этом...
Институт права или правовой институт — объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.
На́ция до́брой во́ли (от нем. Willensnation) — государство, постоянно проживающие граждане которого добровольно и сознательно объединились в общность, имея при этом различное этническое происхождение. Создание нации доброй воли восходит к Эрнесту Ренану. В общественнонаучной литературе нация доброй воли является одним из трёх типов наций, наряду с нацией государства (см. национальное государство) и нацией культуры.
Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.
Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.
Многонациональное государство или полиэтническое государство — государство, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии...
Полити́ческая систе́ма о́бщества или полити́ческая организа́ция о́бщества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Деволюция (от лат. devolutio — «свёртывание») — в конституционно-правовой практике ряда стран — передача (делегирование) центральными правительственными органами части своих полномочий местным органам власти.
Конституа́нта (фр. consti-tuante, assembled) — во Франции и некоторых других государствах — учредительное собрание, общенациональный коллегиальный представительский орган государства, специально создаваемый для разработки и принятия конституции.
Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.
Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́на, англ. rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. Верховенство закона подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменения подчиняются и не противоречат закону. Согласно естественно-правовой теории верховенство права требует, чтобы все нормативные правовые акты (в том числе, конституция...
Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. К политической элите относят лиц, принадлежащий к так называемому высшему классу и осуществляющих власть в обществе. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности...
Стату́тное право (англ. Statutory law или statute law, от слова стату́т) — в странах англосаксонской правовой системы совокупность норм права, создаваемых законодательными органами (законы). В статутное право также включаются акты органов местного самоуправления (local ordinance). В статутном праве существует иерархия правовых актов: акты законодательных органов обладают большей юридической силой, чем акты исполнительных органов; акты государственных органов обладают большей юридической силой, чем...
Парламентари́зм — система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при доминирующем положении парламента. При парламентаризме правительство формируется парламентариями из числа членов партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.
Упоминания в литературе (продолжение)
Под
формой государственного устройства понимают национальное и административно-территориальное строение государства, показывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. Формы государственного устройства, то есть структурную организацию государства, в отличие от форм правления принято рассматривать с точки зрения распределения, государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, а также их разделение между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
Под
формой государственного устройства понимают национальное и административно-территориальное строение государства, показывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. Формы государственного устройства, то есть структурную организацию государства, в отличие от форм правления принято рассматривать с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, а также их разделение между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
Как уже упоминалось, термин «сложное государство» может быть отнесен к государствам с совершенно различными
формами государственного устройства . Чаще всего современные государствоведы относят к этой категории либо унитарные государства, включающие в себя автономные образования, либо союзные государства – федерации.
Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире – унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).
В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Последние могут принимать свои нормативные акты, однако, например, в Италии они утверждаются законом республики. Также они наделяются правом решать местные вопросы (профессионального обучения, туризма и гостиничного дела, сельского и лесного хозяйства и др.) Многие де-централизованные унитарные государства в науке принято считать находящимися в стадии перехода от унитарной к федеративной
форме государственного устройства .
В юридической науке обычно различают две основные
формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Помимо них некоторые ученые выделяют также регионалистское государство, унию и конфедерацию – особое политико-территориальное образование, промежуточное между федеративным государством и международной организацией.[2]
По условиям АБСА государственные формы Канады претерпели существенные изменения. Из государственноподобного административно-территориального образования – объединенной провинции, являвшейся колонией и не имевшей конституции, юридически закрепленной
формы государственного устройства и постоянной столицы, Канада стала парламентской, договорной, централизованной (с приведенными выше оговорками), территориальной, асимметричной и интеграционной федерацией. Одним из важнейших писаных составных частей ее неконсолидированной Конституции и источников ее конституционного права стал нормативно-правовой Акт о Британской Северной Америке. Принятие Канадой высшего закона страны – развернутого акта писаного права шло вразрез с конституционной доктриной и практикой метрополии – Соединенного Королевства. В этом факте нашло отражение дозированное, выборочное восприятие Канадой ряда аспектов конституционной практики федеративных республик – Швейцарии и США. Остальные источники конституционного права Канадской федерации и воздействие, оказанное ими на эволюцию канадской модели федерализма, рассматриваются в следующем параграфе.
Выделяют две основные
формы государственного устройства : унитарную и федеративную. Унитарным считается государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федеративное – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.[8]
Таким образом, форма государства, будучи объективной по своим исходным основам, – закономерностям функционирования и развития государства, – несет печать случайного и субъективного. Чтобы выявить закономерности, оказывающие решающее значение на развитие формы государства, используется метод классификации. Все конкретные формы государства делятся на виды. Основанием классификаций берутся три главных компонента формы государства – форма правления,
форма государственного устройства и политический режим. Форма государства анализируется в трех аспектах: 1) каким образом организована верховная (высшая) власть в стране; 2) как характеризуется связь этой власти и других центральных органов государства с органами, осуществляющими управление территориями страны; 3) какими способами, методами государство взаимодействует с населением и иными институтами гражданского общества.
К сожалению, становление России как демократического правового государства с федеративной
формой государственного устройства характеризовалось нарушением ряда базовых конституционных устоев, утратой способности центральной власти влиять на политические и социально-экономические процессы на местах. Следствием этого явились центробежные, сепаратистские региональные устремления, экстремизм, социально-экономическое и политическое обособление территорий, снижение эффективности работы территориальных органов федеральных государственных органов и, как итог, – угроза национальной безопасности и государственности России. Но данные негативные тенденции по сей день до конца не устранены и крайне опасны, в особенности на южных рубежах страны. До сих пор не создан действенный правовой механизм сплочения государства посредством создания двусторонних и многосторонних региональных связей. Хочется надеяться, что укрепившийся федеральный центр и современная политическая ситуация не позволят вернуться к практике не контролируемых со стороны центральной власти выборов высших должностных лиц субъектов России (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Иначе данная проблема может вновь резко обостриться.
3) объединение государств. В данном случае необходимо отметить такую
форму государственного устройства , как конфедерация, т. е. объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач. Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода; самостоятельно осуществляют власть на своей территории. Некоторое ограничение суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые повлекли добровольное объединение данных государств. Конфедерации не обладают суверенитетом. У органов конфедерации есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой суверенности не может быть и речи. В конфедерациях нет конституции и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации. Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юридическую силу должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации.
Национально-государственное строительство России после распада СССР было связано со множеством общих специфических факторов. При этом предлагались различные
формы государственного устройства . Высказывались предложения о создании на базе краев и областей с преобладанием русского населения Русской республики, которая должна была бы вступать в федеративные отношения с другими национальными республиками, образовавшимися на основе автономий.[250]
Форма государственного устройства – это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
Федерация –
форма государственного устройства , которая состоит из нескольких государственных образований, юридически имеющих определенную политическую самостоятельность и образующих одно союзное государство.
3. Федерация –
форма государственного устройства , при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности.
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.
Унитарное государство–
форма государственного устройства , при котором административно—территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.
Одним из наиболее распространенных подходов в современном зарубежном государствоведении является точка зрения, согласно которой категория «политический режим» отождествляется с формой правления или с
формой государственного устройства (Дж. Бюрдо, К. Бекстер, М. Прело, С. Романо, М. Дюверже, А. Мерс, Л. Леви-Брюль и др.) «“Политический режим” есть система или форма правления», – пишет, например, К. Бекстер[17]. М. Дюверже определяет политический режим как «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой»[18]. Он же рассматривает политический режим как понятие, определяющее характер, способ образования высших органов власти и управления, участие в этом процессе политических партий и «групп давления»[19]. Следует признать, что подобные точки зрения, являясь исторически первыми, безусловно, имеют право на существование, но вместе с тем представляются ошибочными, не отвечающими современным научным реалиям.
2)
форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);
Конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Конфедерацию можно назвать переходной
формой государственного устройства . Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США.
21. Из перечисленных элементов: 1) форма правления, 2)
форма государственного устройства , 3) политический режим, 4) общественно – экономический строй, 5)совокупность политических взглядов, идей, учреждений – в понятие «форма государства» входят:
Формы государственного устройства – это национальное и административное территориальное строение государства, которое распределяет характерные взаимоотношения между его основными частями и между центральными и местными органами власти. Формы государственного устройства определяют:
Принцип федерализма. Россия определяется в ст. 1 Конституции РФ как федеративное государство. Федеративное устройство –
форма государственного устройства , при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения и полномочий. Принцип федеративного построения России определяет характер взаимоотношений между федеративным Центром и его субъектами, а также между субъектами РФ.
Любая система, в т. ч. система финансового права, состоит из элементов. Важно отметить, что не все элементы имеют одинаковое значение для системы финансового права. Так, одни элементы являются системообразующими, а другие – дополняющими систему элементами. Более того, элементы системы могут различаться и качественно: формировать основу системы (теоретические элементы) и являться непосредственно ее структурными элементами[102]. В этой связи региональное финансовое право Российской Федерации, несомненно, может претендовать на статус системообразующего элемента, т. к. фактически является обязательной частью системы финансового права, вытекая из
формы государственного устройства Российской Федерации.
Таким образом, видно, что межбюджетные отношения являются инструментом политики любого государства, служат средством формирования и перераспределения государственных доходов и расходов. Финансовые потребности государства и всех потребителей финансовых ресурсов, необходимых для этого, относят бюджет к особой категории правового акта, позволяют сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. Бюджет не может существовать вне рамок межбюджетного регулирования и представляет собой регламентированную актами деятельность государственных органов по подготовке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением. Особенности межбюджетного регулирования определяются формой правления и
формой государственного устройства , когда нормативная база бюджетного процесса закреплена в конституции.
Государства по
форме государственного устройства делятся на три группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.